Бог охотников и рыбаков

Покровители охотников — кто они? | Христианство | Багира

Бог охотников и рыбаков

В христианстве каждый промысел имеет своего покровителя. Есть свои покровители и у охотников. Правда, у католиков и православных здесь разные святые. Наши отечественные охотники просят об удаче святого Трифона, а западноевропейские — святого Губерта.

Небесные заступники охотников и рыболовов

В раннехристианские времена охота считалась полезным, но вовсе не богоугодным промыслом. Ведь зверя убивают, то есть проливают кровь. Всё, что связано с кровью, если это только не кровь Спасителя или пострадавшего за веру мученика, христиане старались игнорировать.

Люди и звери

Сами священники не могли носить оружие и проливать чужую кровь. Многие святые заслоняли своим телом не только гонимых собратьев, но и «бессловесных тварей». Так что сначала у охотников не было небесных покровителей.

Рыболовам в этом плане повезло больше: у них имелось несколько небесных помощников — Николай, который не только спасал тонущих, но мог и при случае загнать в сети стаю рыб; апостолы Андрей, Иоанн, Пётр и Иаков, которые занимались рыбной ловлей и улавливали к тому же души человеческие; и даже Фома Неверный.
Охота из жизни тогдашнего общества, конечно, никуда не делась. Напротив, в феодальном мире она стала привилегированным занятием. Для средневекового феодала считалось полным бесчестьем, если он не мог организовать охоту для своего сюзерена. Сюзерен прибывал в замок своего вассала вместе со свитой не для того, чтобы посетить устроенный для него пир. Нет, он предвкушал самое весёлое развлечение на свете — охоту со сворой собак на оленя, лося, кабана и прочего зверя. Так что постепенно отношение к охоте изменилось. И, разумеется, у охоты и охотников появился небесный защитник. Но к тому времени пути восточного и западного христианства уже разошлись. И покровителей оказалось двое.

Трифон — покровитель охотников и заклинатель гадов

Покровителем наших охотников считается Трифон. Он, согласно церковному житию, родился в начале III века не то во Фригии, не то в Мизии — то есть в Малой Азии. Предания рассказывают о его жизни по-разному. По одной версии, его родители были христианами, по другой — к христианству он пришёл самостоятельно, несмотря на малолетство (прожил Трифон всего около 16 лет).

Но благодаря сильной вере ему открылся дар исцелять от телесных и душевных мук. Всех, кого он излечил, Трифон обращал в христианство. Ведь лечил он по-особенному, изгоняя из тела не саму болезнь, а беса, который засел в теле и причиняет страдания. Более того, рассказывали, что Трифон способен не только исцелить людей, но и управлять поведением насекомых и змей.

Как-то село Кампсада, где он жил, подверглось настоящему нашествию вредоносныхтварей и могло полностью лишиться урожая. Трифон несколько дней читал молитвы, и беда миновала. Твари (скорее всего, это были стаи саранчи) покинули Кампсаду, не причинив вреда.

В православии даже существует любопытный текст молитвы, которую якобы произнёс Трифон и которую нужно всем верующим читать в подобной ситуации.

Начинается эта молитва так: «Заклинаю вас, многовидные звери, червии, гусеницы, хрущи и прузи, мыши, щуры и критницы, и различные роды мух и мушниц, и молей, и мравей, и оводов же, и ос, и многоножец и многобразные роды ползующих по земле животных, и летающих птиц, вред и тщету нивам, виноградам, садам и вертоградам наносящих…» Интересно, правда, что это сугубо русский текст, и распространён он был только на территории тогдашнего Московского царства.

От Рима до Москвы

По легенде, слава о даре Трифона разлетелась по всей земле. Дошла и до дворца императора Гордиана Третьего, в котором мучилась от припадков его юная дочь. Император послал за мальчиком. Стоило тому приблизиться к Риму, до города оставалось всего три дня пути, как дьявол выскочил из тела девушки. Такова была его сила.

Когда же Трифон оказался во дворце, он заставил дьявола показать себя всем придворным и пообещать, что он уйдёт и больше не вернётся. Выглядел дьявол не лучшим образом — как бешеный пёс с горящими глазами и мордой, прижатой к полу. Однако выгод от излечения императорской дочки Трифон не получил. Власть в Риме тогда менялась, как погода.

Через несколько лет при Деции Траяне его казнили, как и прочих христиан. Первоначально Трифон считался вовсе не покровителем охотников, он исцелял женщин от бесплодия. Также помогал бороться с нашествиями гусениц, мух и прочих вредителей. Постепенно его стали считать повелителем всех лесных обитателей.

Но полностью образ Трифона как покровителя охоты и охотников сложился в царствование Ивана Третьего, когда распространился слух о чуде с кречетом. Тут, правда, легенды разнятся. Изначально кречет, потерянный во время охоты князем Иваном Юрьевичем Патрикеевым, был найден им после молитвы точно в день святого Трифона, то есть на первое февраля.

Постепенно легенда обросла дополнениями, и в ней появился сокольничий Трифон Патрикеев, а Иван Третий, носивший прозвище Грозный, превратился в Ивана Грозного. Однако кречет, похоже, был все же чудесным образом обретён, потому что в память об этом чуде Иван Третий приказал поставить на месте обретения птицы церковь, посвящённую святому Трифону.

Она была сооружена в 1470-1490 годах.

С того времени сокол попал даже на герб Москвы, сначала на руке святого Трифона, потом Трифона сменил Георгий Победоносец. А Трифон стал узаконенным покровителем московских охотников.

Молодой аристократ со сворой собак

Западный покровитель охотников, святой Губерт, а точнее — святой Юбер, был по происхождению сыном герцога Аквитанского Бертрана. Он родился в 656 или 658 году в Тулузе и, в отличие от нашего Трифона, прожил долгую и насыщенную событиями жизнь (умер в 727 году).

В юности Юбера совершенно не интересовали вопросы веры, всё своё время он проводил на охоте, ибо она была его единственной страстью. По легенде, как-то он отправился на охоту без компании в Страстную пятницу. И вдруг посреди леса перед ним возник огромный олень, а между высоких его рогов светился белый крест. И олень укорил юношу, что тот, гоняясь за зверями, забывает о своей душе.

Охотник был потрясён и устыжён. Он тут же бросился не домой, а в Маастрихт, в церковь, к епископу Ламберту, покаялся в грехах и принял постриг. А после трагической гибели своего наставника построил часовню на месте его убийства язычниками, куда и были перенесены мощи Ламберта. Губерт стал преемником святого Ламберта на кафедре Маастрихта и позже первым епископом Льежа.

В IX веке на месте часовни был воздвигнут собор под названием Нотр-Дам-и-Сен-Ламбер, то есть собор Богоматери и святого Ламбера. Юбер, уверовавший в результате чуда, проводил активную миссионерскую деятельность среди местных язычников, за что получил даже прозвище «апостол Арденн». Вся жизнь Юбера была связана с церковью.

Но хотя он больше не участвовал в охоте, любовь к этому делу не оставляла его всю жизнь. Он не мог травить зверя, но он мог заботиться о гончих и поддерживать чистоту породы. Недаром святого изображают в окружении своры собак. В 825 году останки святого Губерта были перенесены из Льежа в бенедиктинское аббатство Андажа, переименованное в его честь.

Монахи этого монастыря занимались разведением гончих, которые так и назывались — гончие святого Юбера. Это были чёрные с красными подпалинами вислоухие ар-деннские собаки, которые считались лучшими из ищеек. Они могли находить не только раненого зверя по запаху крови, на что способны все другие гончие, но и находить лёжку будущей добычи в самом начале охоты.

Согласно сохранившимся описаниям, эти гончие отличались большими размерами, ростом, тяжело сбитым костяком и большой тяжёлой головой с брылями. Именно эту породу Юбер и довёл до такого совершенства, что в X веке гончие святого Губерта оказались при королевском дворе. Каждый год настоятель монастыря присылал французским королям по шесть лучших собак.

Они очень ценились по всей Европе, не боялись ни воды, ни холода и отлично гнали крупного зверя. Разведением этой породы арденнские монахи занимались вплоть до Великой французской революции.

Современные гончие святого Губерта, по признанию кинологов, чистопородными уже не являются. После революционных событий монахи забросили своё занятие, а когда к нему вернулись — время было упущено.

Кровь питомцев была уже смешанной. От самого святого Юбера тоже ничего, кроме имени, не сохранилось. Его останки вытащили из гробницы и уничтожили борцы с католицизмом во время Нидерландской революции 1568 года. Однако, несмотря на этот штрих к посмертной биографии Юбера, его, как святого Губерта, считают своим покровителем все западные охотники — и католики, и протестанты.

Журнал: Загадки истории №23, июнь 2019 года Рубрика: Религии мира

Николай Котомкин

Tags Загадки истории католицизм православие христианство звери охота покровительство

Источник: https://www.bagira.guru/christianity/pokroviteli-okhotnikov-kto-oni.html

Святой трифон

Бог охотников и рыбаков

12.06.2019

Религиозное чтение: молитва охотника трифону в помощь нашим читателям.

Ежегодно, 14 февраля Православная церковь празднует день памяти святого Трифона мученика. Его часто можно видеть на иконах в виде юноши, на пальце которого уселся кречет.

Трифон был рожден во Фригии, в селении Кампсада, недалеко от города Апамеи в семье благочестивых крестьян. Он не получил образования, и занимался тем, что пас гусей. Тем не менее святой с мальства прославился способностями изгонять бесов, исцелять недуги и творить остальные благодеяния молитвой. Однажды мальчик изгнал при помощи молитв и божьей помощи насекомых, истребляющих посевы.

Именно благодаря этому чуду Церковью был установлен особый способ обращения к святому мученику Трифону для изгнания вредителей.

А после, будучи 17-летним юнцом, он изгнал беса из дочери римского царя Гордиана, правившего в 238-244 годах. При этом согласно легенде, Трифон заставил предстать духа, терзавшего девушку, перед глазами отца для доказательства. Полученную плату за помощь в борьбе с бесовскими силами, парень раздал по дороге домой нищим.

Почему же Трифон стал именоваться святым мучеником? Когда римский престол занял Декий (249-251 годы), будучи жестоким гонителем христиан, тот пожелал, чтобы поймали Трифона и пытали до тех пор, пока тот не отречется от веры. Молодой человек был схвачен, подвешен на дыбе и бит в течение 3-х часов. На удивление, жестокие палачи не смогли добиться от него ни единого стона.

После этого Трифона бросили в темницу. Юношу пытали еще не единожды, он выдержал все, но не отрекся от веры. За это он был приговорен к усечению мечем. Тело мученика было предано земле в городе Кампсады, а затем его мощи перевозились в Константинополь, а после — в Рим.

Итак, с тех пор Святой Трифон почитается в качестве целителя, покровителя охотников и диких и домашних животных.

Молитесь с верой

Молитва святому Трифону может возноситься тогда, когда Вы желаете оградить себя и семью свою от зла. Часто великомученику молятся, когда желают спасти огород от разорения насекомыми и других напастей. Так как святой занимался при жизни целительством, то ему молятся для обретения здоровья. Также священномученику молятся для обретения благополучия в делах.

Лучше всего молиться святому мученику Трифону в церкви перед его иконой с мощами. Однако молитва не будет менее действенной, когда Вы станете обращаться с ней к святому дома.

Освятите икону, где изображен Трифон и отведите ей особое место в комнате. Желательно, чтобы во время молитвы перед ликом горела церковная свеча.

Если захочется произнести молитву в месте, где нет иконы, свечей или церкви — обращайтесь к святому, мысленно представляя его лик себе. Сила визуализации работает всегда, при любых обстоятельствах. Главное — молиться от сердца. Обращайтесь с чистыми помыслами — небесные силы Вас услышат.

Молитва перед началом работы

Молитв, обращенных великомученику Трифону — великое множество. Ниже мы приведем самые популярные из них.

Молитва перед началом работы либо дела помогает решить любую проблему, достигнув благополучия во всем.

Молитва по окончании дела. Произносить её нужно всегда, чтобы святой Трифон не оставлял Вас и всегда стремился помочь, в случае возникновения таковой надобности.

Молитва святому мученику Трифону — чтобы избавиться от печали, улучшить здоровье, спасти от злобы.

Вы можете использовать не только общеизвестные слова этих молитв.

Святой обязательно поможет Вам, когда Вы станете обращаться к нему с добрыми намерениями и просить, не желая никому зла. Однако учтите, что Трифон никогда не поможет лентяям — Вам придется и самим приложить усилия для обретения своего счастья. Если будете просить его о милости с искренней верой в помощь, он непременно откликнется на Вашу просьбу.

Комментариев — 2,

Знаю про святого Трифона от бабушки, она очень верующий человек. Она же меня и приобщила к религии. Святому Трифону молюсь о защите своей семьи, вернее обращаюсь к нему с просьбой, так как точных слов молитвы не знаю. Хорошо, что на этом сайте я нашла молитвы, выучу и буду теперь читать.Не знала раньше, что ему можно молиться о благополучном разрешении своих дел.

Святой милостивый Трифон моли Господа Бога за меня великую грешницу. Помоги великий мученик Христов мне в приобретении субсидии, помоги

чтобы все произошло в Божьей тишине и доброте, чтобы не было на собрании расприй, ссор и обид. Дивен Бог во Святых Своих.

Святой Трифон – покровитель охотников

Когда на царский престол вступил император Декий, жестокий гонитель христиан, его епарху Аквилину донесли, что святой Трифон смело проповедует христианство. Услышав о том, что его ищут царские слуги, святой Трифон не стал укрываться и сам отдал себя в руки гонителей.

Приведенный на суд к Аквилину, он смело исповедовал свою веру. Тогда епарх приказал связать святому мученику руки, подвесить его на дереве и бить в течение трех часов. После этого святой Трифона бросили в темницу.

Через некоторое время Аквилин еще раз применил угрозы и уговоры, а затем, видя безуспешность своих усилий, подверг мученика новым истязаниям.

Когда мученика заставили идти вслед за конем, на котором епарх отправился на охоту, святой Трифон пел стихи из псалмов пророка Давида. Во время мучений перед святым предстал ангел с драгоценным венцом в руках. Увидев это, мучители испугались, но Аквилин еще более ожесточился.

На следующий день он продолжил пытки, после которых приговорил мученика Трифона к усечению мечом. Перед смертью святой благодарил Бога, укреплявшего его в страданиях. Тело мученика христиане хотели предать земле в городе Нике, но святой Трифон велел перенести его тело на родину, в селение Кампсаду.

Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем — в Рим.

Мы не зря так подробно приводили географию легенды. Дело в том, что в Москве сохранилась церковь св. Трифона на том самом месте, где по преданию сокольничий

чудесным образом обрел сокола. Давно уже нет самой рощи, на ее месте теперь одноименный район, нет и прудов, которые дали название селу, возникшему около церкви – Напрудному. В начале XX в. пруды сильно обмелели и превратились в болота, поэтому в 40-е годы их засыпали, а потом на их месте выросли кварталы жилой застройки.

На месте села стоит громадное здание Московского областного научно-исследовательского клинического института, более известного как «больница МОНИКИ». А сама малогабаритная по нынешним временам церковь, вмещающая менее 100 человек, датированная аж 1492 г.

(год открытия Америки, для сравнения), как раз и потерялась на фоне этой медицинской махины. Потерялась, но выжила и несколько лет назад даже открылась для прихожан. Изящная белокаменная постройка с минимумом деталей много веков хранила чудотворную икону с частичкой мощей св. Трифона и тайну своего рождения.

Только в 20-х годах прошлого века реставраторы обнаружили на ее стенах древнерусское граффити (процарапанную надпись на камне), которое удалось датировать 1492 годом. Еще несколько граффити и сегодня видны невооруженным глазом на южной стороне церкви. Можно даже рукой пощупать.

А заходя в церковь, обязательно поднимите голову вверх – увидите под куполом крест. Кажется, излишнее напоминание, и так всем ясно, что крест – христианский символ. Однако такие подкупольные кресты в древних храмах напоминают о временах борьбы с ересью жидовствующих, сектой, отрицавшей крест.

Память о святом осталась и в московской топографии – Трифоновская улица расположена рядом с церковью. Она идет по дну бывшего пруда, поэтому церковь и МОНИКИ оказываются как бы на холме – бывшем острове.

Между прочим, к святому Трифону обращаются девушки с просьбой послать хорошего жениха и бесплодные женщины, так что на ниве любовно-брачных отношений наш святой тоже замечен.

И в сравнении с фривольным толкованием Дня всех влюбленных без разбора Трифон, получается, стоит за традиционные отношения.

Охота

Молитва святому мученику Трифону

Святой покровитель охотников и рыболовов, Святой Трифон : 11 комментариев

Храм во имя святого мученика Трифона , Святой покровитель охотников и рыболовов на Трифоновской улице в Москве.

Храм святого мученика Трифона в Напрудном принадлежит к числу древнейших и особо чтимых храмов Москвы. До сих пор среди исследователей нет единогласного мнения о времени постройки и мастерах-строителях этого уникального храма. Профессор С.В.

Заграевский, сын знаменитого историка архитектуры и реставратора В.В.Кавельмахера, в своей книге приводит убедительные доводы в пользу предположения, что Трифоновская церковь возведена в 1470–1480 гг.

Таким образом, храм является ровесником Кремлевских соборов…

Орден святого мученика Трифона. Святой покровитель охотников и рыболовов

https://www.youtube.com/watch?v=Y8YTAGAdzwQ

Орден святого мученика Трифона трех степеней учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви 22 февраля 1995 г.

Орденом награждаются священнослужители, церковные, государственные и общественные деятели, служащие правоохранительных органов, писатели и журналисты, медицинские работники и работники просвещения за активную деятельность по борьбе с алкоголизмом, наркоманией, другими разрушительными явлениями в духовной жизни общества.

Награда полагается за активную деятельность по борьбе с тяжкими пороками современного общества — наркоманией и алкоголизмом.

Орденом могут быть награждены священнослужители, церковные, государственные и общественные деятели, служащие правоохранительных органов, деятели науки, культуры и искусства, писатели, журналисты, медики, работники просвещения, детских и молодежных организаций, благотворительных фондов, предприниматели, способствующие «духовно-нравственному оздоровлению общества, утверждению христианских норм морали и возрождению православных традиций нравственного воспитания».

Энциклопедия людей и идей: Святой Трифон. Мученик Трифон. Молитва святому Трифону. Трифон, покровитель охотников. Орден святого мученика Трифона

Первая — серебряный крест с позолотой, вторая — серебряный крест, третья — серебристый крест из ювелирного сплава.

Храм в честь святого Трифона , Святой покровитель охотников и рыболовов в имении Никиты Михалкова неподалеку от деревни Щепачиха в Нижегородской области режиссер.

Храм в честь святого мученика Трифона

Адрес: г. Калуга, ул. Трифоновская, 13

Святой Трифон. Святой покровитель охотников и рыболовов

в 15-м веке в гербе Москвы фигурировал вместе с Георгием Победоносцем.

Храм святого . мученика Трифона , Святой покровитель охотников и рыболовов

Украина, Киев угол ул. Сабурова и ул. Электротехнической.

8 мая 2012 года, в канун празднования Дня Победы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок от Русской Православной Церкви к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены.

Правы, наверное, и те и другие… Да только над полями невиданных по своим масштабам сражений витали и иные, Высшие Силы, которые незримо, но постоянно покровительствовали нашей России…

Священники и монахи — ветераны Великой Отечественной войны.

Не только св. Трифон может считаться покровителем охотников и рыболовов.

Св. влкм. Евстафий Плакида (память совершается в православной церкви 20 сентября (3 октября) сподобился Божьего Видения на охоте.

Знающие люди, наверное, уже прибрали золу. Всю и всякую древесную и травяную, и только такую золу, нажженную 6 и 7 апреля, т. е. Благовещенскую, надо было собрать и вынести в курятник, чтобы петушки озоровали и курочки хорошо неслись.

А печную древесную золу четверга, пятницы и субботы Страстной недели, нынче это 24, 25 и 26 апреля, припасти для припудривания капусты от бабочки-белянки. На Страстной неделе, нынче это с 21 по 26 апреля, провести профилактику грибковых заболеваний плодовых деревьев опрыскиванием любым из трех средств, а лучше всеми тремя в такой последовательности:

1. Зольным щелоком. 1 литр сеяной древесной золы заварить 3 литрами крутого кипятка и помешивать до прекращения клокотаний, бульканий, пузырения. Дать отстояться и высветлиться щелоку, аккуратно слить, довести объем до 10 литров и опрыскать. Вкруговую и сверху донизу.

2. Мыльным раствором. 40 г любого хозяйственного мыла полностью растворить в 10 литрах вскипяченной воды, остудить до 40 градусов С, а пока раствор остывает, приготовить известковую эмульсию (молочко).

3. Известковой эмульсией провести сразу же после опрыскивания мыльным раствором.

От всевозможных насекомых-вредителей окуривание дымом тлеющей черной резины, и особенно ягодных кустарников. Первое окуривание – на почковании, второе – после цветения, третье – после сбора урожая. И три года, как минимум, можете спать спокойно.

день отмечается память святого Никиты Готского, которого православная церковь почитает в лике великомучеников. Никита жил в 4 веке на берегах Дуная. Приняв крещение, начал проповедовать христианство среди своих соплеменников-готов.

Никита рьяно обличал в грехах правителя-язычника Атанариха, за что его арестовали и подвергли пыткам. Язычники хотели вынудить христианина отречься от веры, но Никита был тверд. В конце концов мученика приговорили к смерти через сожжение, однако огонь не опалил тело святого.

Позже мощи Никиты Готского были перенесены в Константинополь.

На Никиту — последняя охота на гусей.

Источник: https://rys-ohota.ru/taktika/svyatoj-trifon-pokrovitel-ohotnikov-i-rybolovov-portal-ohotnikov.html

Великий бог охоты – история, особенности и интересные факты

Бог охотников и рыбаков

Кто он – великий бог охоты? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, поскольку у каждого народа это собственное божество.

Охота, наряду с собирательством и рыбной ловлей, – древнейшее занятие людей. Оно гораздо старше земледелия и ремесел, даже древнее войн. Об этом написано в каждом учебнике, справочнике по истории древнего мира. И не существует ни одного народа, предки которого бы не занимались охотой. Нет ни одной древней цивилизации, в верованиях которой не было божества, покровительствующего охотникам.

Каким было самое древнее божество?

На вопрос о том, как выглядели боги и духи охотников в глубочайшей древности, ответить однозначно очень сложно. Во-первых, их было немало, во-вторых, исследователям известно лишь о представлениях людей об этих божествах, а о том, какие в их честь оправлялись обряды, как проходило поклонение, ученые ничего не знают.

Такая специфическая ограниченность обусловлена тем, что знание о внешних представлениях почерпнуты из наскальных рисунков, оставленных первобытными художниками. Одним из наиболее известных древних изображений процесса охоты являются рисунки во французской пещере, называющейся Ле-Труа-Фрер.

Все персонажи рисунков заняты охотой. Одна из изображенных фигур кардинально отличается от остальных, она представляет собой эдакий симбиоз разных зверей и человека.

На рисунке просматриваются черты многих животных – рога, хвост, лапы, клюв, уши и прочее. Все они помещены на человеческую фигуру с характерными анатомическими признаками мужчины.

Интересен не только внешний вид этого персонажа, но и его занятие. Если остальные фигуры явно совершают какие-либо действия, то чем занят этот персонаж – не совсем ясно.

Создается впечатление, что он просто присутствует на изображении.

Подобные наскальные рисунки встречаются и в других местах. Поэтому вполне можно утверждать, что изображен на них первый бог охоты. История, разумеется, допускает и иные варианты толкования подобных персонажей – главный охотник племени, шаман. Но с тем, что эта фигура выделяется среди остальных, а соответственно, выполняет иные функции и наделена особым смыслом, спорить невозможно.

О каких богах сегодня вспоминают чаще?

Несмотря на то что боги-покровители охоты присутствовали абсолютно в каждой культуре, общеизвестны далеко не все. Многие имена языческих божеств пропали в глубине времен.

К примеру, божества, входящие в пантеон мелких народностей, не являются общеизвестными, на страницах учебников истории упоминаний о них нет.

Не известны широкой публике и имена богов африканских племен, коренных малочисленных народов обеих Америк, Дальнего Востока.

Когда речь заходит о языческих божествах, в первую очередь вспоминаются те, упоминание о которых присутствует в школьных учебниках истории. То есть о богах, которым поклонялись в крупных древних цивилизациях – греческой, римской, египетской и других.

Самые известные имена богов охоты:

  • Онурис.
  • Артемида.
  • Девана.
  • Улль.
  • Абдал.
  • Апсати.
  • Мишкоатль.
  • Ноденс.
  • Диана.

Эти древние божества обладали схожими функциями, но между ними были и существенные различия, обусловленные специфическими характеристиками территорий, на которых проживали поклоняющиеся им люди.

Онурис

Онурис – египетский бог охоты, один из самых древних в пантеоне. Имен у этого божества достаточно много. Греки называли его Ὄνουρις и проводили аналогию соответствия с титаном Иапету, а также с богом Аресом.

Достаточно любопытно, что греческий вариант имени этого египетского покровителя охоты буквально переводится как «ослиный хвост», а также является одним из названий дикорастущего мальвовника. Римляне знали это божество под именами Анхурет, Онхур.

Менее распространен был вариант имени Анхара.

Онурис покровительствовал не только охотникам, но и воинам. Согласно египетской мифологии, этот бог был сыном Ра и Хатхор.

Ра – верховный бог, воплощающий свет и солнце, а Хатхор – это радость, праздники, танцы, развлечения, счастье. Этот бог охоты считался покровителем древнего города Тиса.

Центром же его культа принято считать город Тинис. Изображался покровитель охотников юношей в белой одежде с поднятой вверх рукой.

Мифов об этом боге немало. Один из них рассказывает о том, как бог-охотник отправился в пустыню и встретил там львицу. Это была сбежавшая из египетских земель Мехит, богиня ветров. Онурис укротил ее и вернул в Египет. Впоследствии они поженились.

Основным же мифологическим занятием этого божества, помимо охоты, являлась поддержка Ра в его борьбе с Апопом, а также помощь Гору при противостоянии Сету. Бог охоты у египтян нередко изображался в короне, украшенной четырьмя перьями. Что именно они символизируют, историками не выяснено.

По одной из версий, перья соответствуют частям света – востоку, западу, югу и северу.

Девана

Эта богиня покровительствовала славянским охотникам. Матерью Деваны была Дива Подола, а отцом – сам Перун. Соответственно, богиня приходилась Сварогу внучкой. Супругом же ее был Святобор, бог лесов, рощ и отчасти покровитель охотников.

Одним из символов этого божества являлся волк-альбинос. Среди славянских племен бытовало поверье, что если человеку повстречался или же привиделся белый волк, то в эти сутки нельзя охотиться, а следует воздать почести Деване.

Богиня покровительствовала не только людям, занятым охотничьим промыслом, но и всем обитателям лесов. Если человек убивал зверя или птицу не для пропитания или же меха на одежду, то его ждали страшные кары. Согласно мифологическим представлениям, Девана насылала на любителей кровавых забав ядовитых змей, от укуса которых люди погибали в жутких мучениях.

Славяне представляли эту богиню молодой красивой женщиной с зелеными глазами и рыжими, медного оттенка, волосами. Одета она была в наряды из шкур с наличием капюшона в виде головы животного – медведя, лисицы, волка. Согласно поверьям, Девана выходила на охоту в безветренные ночи при полной луне. Люди в это время в леса не входили, дабы не прогневать ее.

Образ богини достаточно противоречив. Согласно легендам, она боролась за верховную власть с самим Сварогом, сражалась с Перуном и заманивала людей в глуши лесных чащ в хижину, откуда отправляла прямиком в загробное царство.

Но всем этим Девана промышляла до замужества. После того как, устав от своенравия и коварства дочери, Перун отдал ее Святогору, богиня оставила свои притязания на власть и перестала досаждать забредшим в лесные чащобы людям.

Артемида

Как только речь заходит о том, кто в греческой мифологии бог охоты, практически все люди, не задумываясь, сразу же вспоминают об Артемиде. Эта олимпийская богиня не только покровительствует охотникам и природе, она обладает гораздо более обширными функциями, среди которых:

  • защита юных дев;
  • наслание и исцеление женских болезней;
  • хранение плодородия и целомудрия.

Артемида – близнец Аполлона. Однако, в отличие от своего брата, она предпочитает проявлять активность ночью, проводя время под луной среди равнин, гор, полей и рощ. Поэтому ее культ совмещает многое – луну, кару за бесчестие, плодородие почв, празднества и, разумеется, охоту.

Изображали богиню в короткой тунике, неизменно с луком и стрелами. Ее спутниками могли быть разные животные, включая змей и медведей. Как и ее брат-близнец, Артемида являлась одним из самых древних и почитаемых божеств. А ее храмовый комплекс на западе современной Турции, в древнем Эфесе, был одним из прославленных чудес света.

Улль

Это скандинавский бог охоты, покровитель лучников и воплощение зимы. Помимо этого, Улль олицетворял и смерть. Согласно мифам, он принимал участие в Дикой Охоте. Оружием божества был громадный лук, а в качестве щита ему служили ледяные лыжи.

Жил этот древний суровый бог в священной тисовой долине, в Идалире. Он был покровителем времени, начинавшегося в конце ноября и заканчивавшегося в день, когда солнце входило в созвездие Стрельца. В зимние месяцы Улль замещал Одина. В это время бог укрывал Асгард снегами и льдами.

Согласно скандинавским мифам, Улль был приемным сыном Тора. Матерью ему приходилась Сив, а его родной отец не упоминается ни в одной из дошедших до наших дней легенд, мифов или же саг. Многие исследователи северного фольклора полагают, что отцом Улля является один из живущих во льдах великанов, упоминающихся в самых древних скандинавских легендах.

Абдал

Этот бог охоты живет на Кавказе. Помимо покровительства тем, кто добывает дичь, он занят защитой туров, диких свиней и коз. Божество изображали по-разному. Абдал мог предстать в образе прекрасного тура или же в виде белого человека.

Как и многие другие боги, он оберегал природу и жестоко наказывал тех, кто охотился сверх нужды. После разделки туш на алтарь Абдала приносились сердца и печень. Кости животных не выбрасывались. Их тоже жертвовали божеству, полагая, что он оживит зверей, дарует им новую жизнь.

Возможность оживлять убитых охотниками животных – уникальная функция, не свойственная большинству богов. Она делает кавказского покровителя охоты уникальным. Кроме этого, люди верили, что Абдал был наделен способностью извлекать детей из материнского чрева. Считалось, что они становились пастухами диких туров.

Апсати

Апсати – еще одно божество с Кавказа. Этот бог покровительствовал как охотникам, так и пастухам. То есть он заботился не только о диких животных, но и о домашних. Это отличает грузинского покровителя охотников от всех остальных богов, имеющих аналогичные функции.

Божество это очень древнее. Историки полагают, что Апсати, изображавшийся в виде мужчины, появился в момент смены матриархального общества патриархатом. То есть он заменил более древнюю богиню Дали, совмещавшую многие функции, помимо покровительства охотникам и животным.

Согласно мифологии, Апсати предстает ее мужем. В некоторых легендах бог считается сыном Дали.

Мишкоатль

Это великий бог охоты у древних племен Месоамерики. Историкам он стал известен в основном благодаря изучению наследия ацтеков. Помимо охоты, бог олицетворял звезды – Полярную, Млечный путь. Воплощал он и тучи, облака. Само имя божества переводится как “Облачный змей”.

Мишкоатль – древний бог, которого, согласно легендам, породили Земля и Солнце, вместе с его сестрами и братьями. Изображали это божество с неизменной черной маской на лице в области глаз и общей воинской раскраской в красно-белой гамме.

Этот бог способен менять свои ипостаси. В ряде мифов он представлен как огонь. Различаются и версии его происхождения. Помимо основной, гласящей о рождении от союза Земли и Солнца, в легендах говорится о том, что бог стал потомком Луны и Звезд. Почитался он в 14-й месяц, то есть начиная с 30 октября и заканчивая 18 ноября.

Именно в этом месяце на жертвенник Мишкоатля приводили женщину и мужчину. Сначала жрецы убивали женщину (одновременно четырьмя различными способами). После ее гибели мужчина демонстрировал собравшимся ее отсеченную голову, и в этот момент жрец вырывал ему сердце.

Ноденс

Это бог охоты древних кельтов. Покровительствовал Ноденс не только охотникам, но и морям, рекам, собакам. Культ Ноденса существовал в Британии и, как предполагают ученые, в Галлии. Согласно легендам, этот бог являлся первым правителем людских племен.

Он потерял свою власть, лишившись в одном из сражений руки, но вернул ее после того, как лекарь Кехт исцелил раны, а кузнец Крейдне изготовил протез из серебра. После этого к имени божества присоединился эпитет «Айргетлам», в переводе означающий «серебряная рука».

Самое крупное из обнаруженных историками святилищ находится в Глостершире, на территории Лидни-парка.

Любопытна одна из находок, сделанных археологами на месте святилища. Ученые обнаружили табличку с проклятием, повествующую о том, что некий Сильван призывает проклятие на головы тех, кто украл в храме кольцо.

Проклятие должно было действовать до тех пор, пока кольцо не вернется в святилище. Ученые полагают, что речь в этой табличке идет о загадочном кольце, обнаруженном в Бейсингстоке, в поместье Вайн, расположенном неподалеку.

Именно оно стало прототипом кольца Всевластия из сказки о хоббитах.

Диана

Римская Диана – аналог греческой Артемиды. Это божество луны, охоты и ночи. Она оказывает покровительство целительницам, колдуньям и охотникам, защищает леса и их обитателей. Богиня имеет влияние на Земле, на Небесах и в загробном мире. Она покровительствует тяжело больным и умирающим, терпящим несправедливость, угнетенным и страдающим от обид.

Самый известный из храмовых комплексов Дианы располагался в Риме, на холме Авентин. Происхождение и внешний вид богини полностью аналогичны Артемиде. Родителями ее считались Юпитер и Лето. Диана оберегала женское целомудрие и противостояла Венере. Считалось, что она носила зачарованный щит, оберегающий ее от стрел Купидона.

Источник: https://FB.ru/article/451919/velikiy-bog-ohotyi---istoriya-osobennosti-i-interesnyie-faktyi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.